ФЭНДОМ

Японцы – мастера символизма и придания философского смысла всему и вся. Каратэ-до, как проявление японской культуры – не исключение. Пример тому – уровни мастерства и пояс каратэги, как обозначение уровня мастерства носителя пояса.

Форма обиПравить

Enso

Энсо (яп. 円相, «круг»)

Первый символический аспект оби состоит в том, что, будучи повязанным, он представляет собой Энсо (яп. 円相, круг, кольцо) – самую гармоничную фигуру, линию, не имеющую начала и конца. Точнее линию, начало которой переходит в её окончание, которое вновь начинает линию и так бесконечно. Такая концепция берёт корни из Дао-де-дзен, на философии которого построено каратэ-до. Её проявление напрямую выражено символикой Инь-Ян: Ян — белое, активное начало, мужское, внешнее; Инь — чёрное, пассивное начало, женское, внутреннее, но, будучи вместе и неразделимы, Инь и Ян дают гармонию, которую символизирует круг.

Энсо — один из самых популярных символов в японской каллиграфии. Принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо. Многие каллиграфы часами практикуются в изображении энсо, рисуя его каждый день, составляя, таким образом, свой «духовный дневник».

Наследуя символизм Энсо, оби наследует и его значение: постоянно практикующий каратека повязывает оби, совершенствуя в своих занятиях чистоту устремлений и цельность духа. Узел повязанного оби располагается напротив танден (средоточия энергии, силы). Если вы всмотритесь в Энсо, а тем более попытаетесь написать его кистью, вы поймёте, что выполнить Энсо одним движением, без начала и конца, крайне сложно. Это утолщение напоминает практикующему (будь то в каратэ-до, будь то в каллиграфии) о несовершенстве и незавершённости практики.

Характерно присутствие символик, подобных Энсо, в различных культурах мира. В первую очередь символа, известного в Европе как «Уроборос»: вечный змей, свернувшийся в кольцо и пожирающий собственный хвост. Честь изобретения уробороса традиционно приписывается египтянам эпохи Среднего Царства, хотя в Китае обнаружены сходные артефакты, датированные третьим тысячелетием до н. э. В индуистских мифах змей обвивает в кольцо черепаху, на спине которой стоят четыре слона и держат на себе мир. В скандинавской мифологии форму уробороса принимает гигантский мировой змей Ёрмунганд, когда он обвивает Землю в кольцо, кусая себя за хвост. Образ уробороса был распространен также в ацтекской, индейской и китайской мифологии.

Таким образом символизм Энсо берёт своё начало в верованиях, значительно старших, чем Дзэн-буддизм и распространённых до разделения протоматерика Гондвана.

Цвет обиПравить

Color belt 1

Иро-оби на специальной "стойке достижений"

Другой символический аспект оби — его цвет — косвенно связан с философией Дзен. По верованиям Дзен-буддизма физическая сущность предмета впитывает в себя (и содержит в себе) частицы информативной сущности целостного мира. Оби, повязанный вокруг тандена впитывает в себя весь опыт, полученный каратэкой во время практики. Отсюда возникла традиция: в отличии от каратэги, оби не стирают и не чистят.

Начиная практиковать каратэ-до, каратэка облачается в ги белого цвета, опоясывается оби такого же белого цвета. Через некоторое время белый пояс желтеет, впитывая в себя пот, пролитый в обучении. После многих месяцев обучения пояс становится зеленым. После нескольких лет практики пояс становится коричневым от запёкшейся крови, пролитой в отработке более сложных техник. Если каратэка продолжает свои тренировки, то пояс постепенно становится черным.

По мере продолжения практики каратэ-до с оби каратэки может происходить разное. Оби мастера, практикующего кумитэ, может нести на себе пятна крови, которые не успевают засохнуть. На его оби появляется красный цвет. Совершенствуясь, мастер проливает меньше пота и меньше крови, стремясь к принципу «одного удара». На оби перестают появляться новые пятна, а старые начинают исчезать. Оби мастера, достигшего вершины каратэ-до выцветает до белого, завершая полный цикл его обучения.

Color belt

Иро-оби в современных школах

Всё, приведённое выше, выродилось в формальную систему рангов, означенных цветом оби. Пояс уже не меняет свой цвет в процессе практики, а вручается в соответствии с принятыми в данной школе каратэ-до рангами, после выполнения определённой программы (аттестации).

Традиционные окинавские школы каратэ имеют пояса следующих цветов — белый, желтый, зеленый, коричневый и черный. Количество цветов соответствует количеству ученических рангов (кю), т.е. шесть цветов – шесть кю.

Color belt 2

Приблизительно так выглядит иро-оби в некоторых школах

Однако по мере развития каратэ-до в некоторых школах стали практиковать девять-десять ученических ступеней. Это вызвало дополнительную цветовую градацию оби. Чаще всего встречается такая цветовая градация: белый, жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, коричневый и чёрный.

В некоторых школах существуют иные градации. Например: светло-жёлтый, жёлтый, оранжевый, светло-синий (голубой), синий, светло-зелёный, зелёный, светло-коричневый, коричневый, тёмно-коричневый. Ещё один способ расширения рангов – цветные полосы на конце оби. Например, чёрный пояс с одной или несколькими поперечными полосам на конце.

Значения, приписываемые цвету обиПравить

Белый - цвет чистоты и незаполненности. Он указывает того ученика, сознание и дух которого "не заполнены", того, кто наивен относительно духовных аспектов каратэ-до. Белый цвет также показывает, что человек мало знаком с техникой каратэ. Белый цвет - это цвет новичка, того, "чья чашка пуста".

Жёлтый - цвет солнца, света, богатства. Желтый оби указывает того, для кого свет нового дня начал сиять. Это цвет того, чей дух, понимание и технические навыки растут.

Зеленый - цвет роста, травы и лесов. Зеленый оби указывает тех, кто начал поглощать свет, тех, у кого навыки и дух начинают расцветать и приносить плоды.

Синий - цвет, олицетворяет собой стихию Воды. Воде соответствует "мягкая", щадящая манера ведения боя. Жесткости противопоставляют Мягкость : используют силу и энергию противника, а не "Борятся" с ними. В БуДзюцу, такие техники обобщены под названием Айки-Дзюцу.

Коричневый - цвет огня. Коричневый оби имеет тот, чья техника становится совершенной, чьё сознание плодородно и чей дух крепок.Техника коричневого оби, это действие на опережение противника. Характерные особенности техники : Стоп-удары, а также одновременное выполнение блокирующей и ударной техник. 

Черный - смешение всех цветов. Он указывает тех, кто смог преодолеть препятствия, с которыми ученики сталкиваются в первые годы изучения каратэ. Черный - это цвет ночи. Он показывает, что первый "день", который начался с жёлтого оби, закончен, и новый день наступает. Этот цвет показывает, что каратэка стоит в самом начале своего Пути.